История города

    Одна из таких легенд говорит, что во время Отечественной войны 1812 года некий французский генерал де Жодинэ отпустил на волю пять пленных солдат русской армии, которые основали на этом месте поселение, и назвали его Жодино - в память о добром генерале.

    Другая легенда рассказывает, что когда наполеоновская армия отступала через наш край, много французов было ранено. Одного из этих несчастных, по имени Жордэн, приютил местный крестьянин и выходил его. Поправившись, Жордэн полюбил местную девушку и остался здесь навсегда, а поселение стали называть Жодэн, а потом и Жодин.

    По третьей версии Жодино начинается с будки путевого обходчика Жодина, который поселился здесь после строительства в 1871 году железной дороги Брест - Москва.

    Другие люди рассказывают, что когда-то на реке Плиссе стояла мельница. Старый мельник был евреем, и местные жители называли его пренебрежительно «Жид» за то, что он был очень скупой. Скупой «Жид» - говорили они, но его услугами все-таки пользовались. Вот и стали говорить: «Смолоть муку у Жадины», «Поеду до Жадины». Так поселение и стати называть «Жадина», а позднее «Жодино».

    Но самая красивая и грустная легенда о речке Жодинке. Давным-давно жила в наших краях девочка. Её звали Жодинка. Она рано потеряла родителей, и кроме бабушки и старшего брата у нее никого не было. Но вот бабушка умерла. А вскоре пришла в этот край война. Настал черёд идти защищать Родину и брату Жодинки. Тяжелое это было прощание. Жодинка долго шла рядом с братом, держа его за руку, словно знала, что встречи больше не будет. Последний раз оглянулся брат, последний раз помахала ему рукой Жодинка.

    Она шла домой, и горькие слезы падали из ее глаз на землю. И вдруг девочка почувствовала, будто ее кто-то догоняет. Она обернулась и увидела, что на месте ее слёз появились маленькие ручейки. Десятки, сотни... Они стремительно сливались, и вот уже текла целая река.

    Позже по берегам этой речки стати селиться люди. А назвали новую деревеньку Жодино.

    Так рассказывают о возникновении Жодино легенды.

    А упоминание о Жодино, как о Жодинской слободе, впервые появляется в документах в XVIII в.

    Изначально в Жодино существовало две церкви – кальвинистская и православная. В 1745 г. Православная церковь Святого Петра насильственно переведена в Унию и переименована в Петропавловскую. Вновь приход стал православным 1859 году. В 1863 году на месте старой ветхой церкви заложили новую, освящённую в честь Святого Михаила Архангела, которая вскоре стала центром Жодинского прихода.

    В этот период в Жодино была создана почтовая станция, которая просуществовала почти до конца XIX в.

    В 1793 году после второго раздела Речи Посполитой Смолевичская земля вошла в состав Российской империи. В этом же году была создана Минская губерния и проведена административная реформа, в результате которой основная часть маёнтка Смолевичи разделилась между вновь созданными Борисовским и Игуменским поветами, небольшая часть вошла в Минский повет. Жодино из местечка стало селом Смолевичской волости Борисовского повета Минской губернии.

    Многие события империи не проходили мимо Жодино. Через него дважды следовали французские войска во время войны 1812 года.

    Имело свой резонанс в Жодино и восстание 1863 года, во время подавления которого царское правительство использовало старый имперский приём «кнута и пряника». Пряником должно было считаться открытие в разгар восстания в Жодино народного училища.

    Значительное влияние на развитие Смолевичского края оказало строительство в 1871 году железной дороги Москва – Брест. В этом же году в Жодино была возведена железнодорожная станция. Железная дорога способствовала оживлению торговли, ускоряла развитие хозяйства, ремёсел и промышленности, что, в свою очередь, привело к росту благосостояния и населения региона.

    На начало 20 века хозяйство Жодино состояло из железнодорожной станции, водяной мельницы на реке Плиса, лавки, корчмы на тракте и кузницы. Население занималось деревообработкой, ткачеством, плетением, кожевенным и швейным промыслами, лесосплавом и мелкой торговлей.

    Конец 19 – начало 20 столетия отмечены в истории мировой цивилизации мощным подъёмом национально-освободительного и революционного движения.

    Война, революция не обошли стороной и Жодино. В октябре 1917 года в России вспыхнула социалистическая революция. В ноябре советская власть установилась и на Смолевичской земле. В феврале 1918 года немецкая армия начала наступление и оккупировала значительную часть Беларуси, в том числе и Жодино, где стояла до 6 декабря 1918 года. После чего Красная Армия заняла покинутую Германией территорию, но в середине августа 1919 года Жодино оказалось под польской оккупацией. Только 9 июля 1920 года после тяжёлых боёв оно было освобождено силами 50-й бригады 16-й Красной Армии.

    После возвращения в 1924 году РСФСР Беларуси Витебской и Могилёвской губерний состоялось новое административное деление на округа, районы, сельские советы. С этого времени Жодино стало центром сельского совета в Смолевичском районе.

    Осенью 1920 года в Жодино был организован совхоз «Заречье», а осенью 1929г. – колхоз «Красное Жодино», который насчитывал в 1932г. 74 хозяйства и 360 га земли. В 1933г. в Жодино работали 2 мельницы, маслобойня, лесопилка, столярная мастерская и 2 кузницы. В 1935г. закончилось строительство автомагистрали Минск-Москва. К началу войны в Жодино было депо узкоколейной железной дороги.

    В 1940 – 1941гг. на правом берегу реки Плисы началось строительство ГРЭС. К началу Великой Отечественной войны были построены два барака, однако, в связи с началом войны строительство станции временно остановилось. 29 июня 1941г. Жодино было оккупировано немцами. 2 июля 1944г. части 3-го и 29-го танковых корпусов вместе с частями 220-й стрелковой дивизии освободили Жодино.

    Закончилась кровавая война, и началась новая страница в истории Жодино.
    В октябре 1946г. было принято решение о строительстве здесь завода торфяного машиностроения. Строительство началось в июне 1948г., а в мае 1950 г. «Торфмаш» выпустил первую продукцию. Однако небольшое предприятие просуществовало недолго. В марте 1951г. завод был переоборудован в завод дорожных машин – «Дормаш». На его базе 5 ноября 1958г. был выпущен первый самосвал, и завод получил название БелАЗ.

    В 1946г. возобновилось строительство ГРЭС, первая очередь которой в ноябре 1951г. дала ток.
    В январе 1958г. Указом Президиума Верховного Совета БССР Жодино получает статус городского посёлка.

    Посёлок быстро рос. В Жодино на работу съезжались люди со всего Советского Союза. В 1961г. в Жодино были переведены научно-исследовательские институты животноводства и земледелия. В 1962г. начала функционировать автобаза.

    Вслед за БелАЗом вступили в строй трикотажная фабрика (1975г.), завод опорных конструкций (1979г.), КЗТШ (1982г.), развивались строительные организации, торговля, бытовое обслуживание.

    Быстрое развитие посёлка, рост числа населения послужили основанием для придания ему 7 марта 1963г. статуса города областного подчинения.

    В 1992г. по предложению группы депутатов были образованы суд и прокуратура. А в 1998г. по представлению исполкома сессия горсовета утвердила герб, а в 1999г. – гимн города Жодино.